| | vivaspb.com | finntalk.com
  1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Исследовательская работа

PDFПечатьE-mail

Социологические исследования 2018 года

 

С целью изучения семейного чтения в библиотеках МБУ «ЦБС» с сентября по ноябрь 2018 года методическим отделом центральной городской библиотеки имени Музагита  Хайрутдинова был проведен мониторинг семейного чтения. 65 родителей детей-читателей детских библиотек города ответили на вопросы анкеты «Традиции семейного чтения». Мониторинг показал, что: чтение и книги занимают важное место в семьях опрошенных (100 % опрошенных), читают и сами родители, и дети (96 %); очень часто обсуждают прочитанное (87 %); пользуются книгами домашней библиотеки и городской детской библиотеки (87 % и 96 % соответственно). В ходе проведения исследования выявлены читательские предпочтения как самих детей, так и их родителей, будучи детьми и любимые книги всей семьи. Итак, любимые книги родителей: А. Гайдар «Тимур и его команда», Д. Родари «Приключения Чиполлино», Л. Гераскина «В стране невыученных уроков», стихи Б. Заходера, сказки К. Чуковского, В. Сутеева, Г.-Х. Андерсена, русские народные сказки и др. А что же любят дети: сказки народов мира, Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей», русские народные сказки, стихи А. Барто, сказки К. Чуковского, рассказы Н. Носова и др. Можно сделать вывод, что те книги, которые любили читать родители, любимы и их детьми. Любимыми книгами всей семьи являются в основном: сказки, как народные, так и авторские, книги Д. Роулинг о Гарри Поттере, веселые рассказы о детях Н. Носова, В. Голявкина, В. Драгунского, стихи С. Михалкова, Б. Заходера, С. Маршака, А. Усачева и др.

Мониторинг выявил и слабые места в семейном чтении: в большинстве семей (78 %) взрослые читают вслух детям только до 8-9 лет; семейное чтение очень редко (28%) включает в себя литературные и словесные игры, инсценировки и т д. Детским библиотекам города необходимо усилить работу в области семейного чтения, с учетом результатов мониторинга, используя как традиционные, так и инновационные формы и методы работы.

 

 

 

Исследование  посетителей и пользователей библиотек  МБУ «ЦБС»

с целью получения информации, необходимой для анализа деятельности  МБУ «ЦБС» в сфере реализации муниципальной Программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан»

 

В декабре 2018 г.  Муниципальным бюджетным учреждением «Централизованная библиотечная система»  было проведено   исследование  посетителей и пользователей библиотек с целью получения информации, необходимой для анализа деятельности  МБУ «ЦБС» в сфере реализации муниципальной Программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан».

Основные задачи  исследования - определить  отношение  посетителей библиотек к гражданам других национальностей, проживающих в г. Октябрьском, состояние межнациональных отношений в нашем городе,  деятельность библиотек в сфере укрепления гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений.

Основным методом исследования стал опрос в форме анкетирования. Анкета содержала 13 вопросов  закрытого  и полузакрытого типа.

 Было опрошено 250   посетителей и пользователей Центральной городской библиотеки, библиотек № 1,2,4,5,7,9  в возрасте от 14 лет и старше. Из них 63% женщины, 37% мужчины. В исследовании участвовали респонденты, от­носящиеся к различным возрастным группам: 14- ­25 лет - 20%; 25-35 лет - 18%; 35-50 лет -28 %;  от 50 и выше -34%.

Образовательный статус участников исследо­вания - посетителей и пользователей библиотек МБУ «ЦБС» сложился следующим образом: 12% респондентов имеют незаконченное среднее образование; 15% основное среднее образование. 38% - среднее профессиональное; 12% опрошенных - не­полное высшее образование; 23% высшее образование.

Различны профессия, род занятий опрошен­ных:  учащиеся СОШ составили 8%; студенты 12%, служащие - 22%; домохозяйки - 5%; рабочие  - 18 %; предприниматели – 2%, пенсионеры - 30%;  временно не работающие – 3%.

Из числа опрошенных: русские составили – 38%, башкиры – 12%, татары – 41%, другие национальности – 9%.

Регулярно посещают библиотеки МБУ «ЦБС» - 65% опрошенных, от случая к случаю -  22%,  редко -  13 %.

Основные цели посещения библиотек участниками  анкетирования: занятии в клубах – 18%, участие в массовых мероприятиях – 25%, познавательный досуг – 57% (подразумевает чтение книг и периодических изданий в библиотеках).

Межкультурное общение является моделью всякого общения, при котором на пер­вый план выходят ценностные ориентации представителей социума, принадлежащих к раз­ным этническим культурам общения. На вопрос: «Уделяется ли внимание в учреждениях культуры г. Октябрьского многообразию культур различных народов России и Башкортостана?» 98% участников исследования ответили положительно, отрицательно- 0%,, затрудняюсь ответить -2%.

 Куль­тура межнационального общения предполагает ува­жение к языку, национальным традициям, куль­турным ценностям, нетерпимость к проявлению национализма и шовинизма. Росту культуры меж­национального общения способствует расширение знаний об особенностях психологии разных наро­дов, их образе жизни, обычаях. Это ведет и к фор­мированию толерантности, под которой подра­зумевается терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. На выявление уровня толе­рантности участников анкетирования был направлен вопрос «Как Вы относитесь к гражданам других национальностей, проживающих в городе?». 54% участников исследования отве­тили, что не обращают внимания на национальность, 44% нейтрально, 1 % отрицательно.

Отвечая на вопрос «Как по Вашему мнению, учреждения культуры могут способствовать укреплению дружеских добрососедских отношений между народами?», 64% опрошенных считают предоставление в библиотеках  равных возможностей  представителям разных народов при участии в работе творческих коллективов, кружков, клубов; 37% опрошенных считают организацию и проведение массовых мероприятий и праздников на тему дружбы народов.

В 2018 г. 72% опрошенных посещали мероприятия в библиотеках, посвященные укреплению дружеских добрососедских отношений между народами, 28% опрошенных не посещали мероприятия, но были проинформированы о них (видели объявления о мероприятиях в библиотеках, были устно приглашены на мероприятия).

95 % участников анкетирования положительно оценили состояние межнациональных отношений в нашем городе , 0% отрицательно,  5 % затруднились ответить на этот вопрос.

42% опрошенных дали оценку отлично деятельности городских учреждений культуры  (МБУ «ЦБС») в сфере укрепления гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений», 56% хорошо, 2% удовлетворительно, 0% плохо.

Подводя общий итог исследования посетителей и пользователей библиотек с целью получения информации, необходимой для анализа деятельности  МБУ «ЦБС» в сфере реализации муниципальной Программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан» следует констатировать следующее:

·                   большая часть опрошенных (95%) посетителей и пользователей  библиотек положительно оценивают состояние межнациональных отношений в нашем городе. Это говорит о до­статочно высоком уровне толерантности респон­дентов, принимавших участие в исследовании, что, несомненно, отражает дружеский характер взаимоотношений между этническими группами, проживающими на территории городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан;

·                   в библиотеках МБУ «ЦБС» уделяется достаточное внимание многообразию культур различных народов России и Башкортостана. Это проявляется в проведении массовых мероприятий, создании различных клубов, творческих объединений по этой тематике;

 

·                   98% опрошенных дали оценку хорошо и отлично деятельности МБУ «ЦБС» в сфере укрепления гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений. Библио­тека остается значимым в глазах респондентов ис­точником информации о культуре других народов.

 

 С целью совершенствования экологического просвещения в библиотеках МБУ «ЦБС» с августа по октябрь 2017 года методическим отделом центральной городской библиотеки имени Музагита  Хайрутдинова было проведено исследование «Библиотека и проблемы экологии».

Основные задачи  исследования – выявить место библиотеки в системе экологического просвещения населения; проанализировать степень удовлетворенности читателей организацией работы библиотеки в области экологии, определить приоритеты деятельности библиотеки по теме исследования на перспективу. Объект исследования  -    пользователи библиотек МБУ «ЦБС» городского округа город Октябрьский РБ в возрасте от 15 лет. Предмет  исследования – изучение потребностей читателей в экологической информации, их удовлетворенность обслуживанием. Было опрошено 165  пользователей 9 библиотек МБУ «ЦБС» (ЦГБ,  библиотеки № 1, 4, 5, 7, 9), из них женщины - 86 %,   мужчины -  14 %.   Возрастной состав респондентов:  до 20 лет – 10%, 20-40 лет – 18%, 41-60 лет – 34%, старше 60 лет – 34%. Образовательный уровень респондентов: среднее – 20%, среднее профессиональное - 32%, высшее – 38%, неполное среднее - 10%. Закономерен среди общего числа респондентов  довольно большой процент групп читателей старше 40 лет, наиболее социально активная группа и старше 60 лет (в основном, пенсионеры), в виду постоянного увеличения стоимости книг и периодики. Инструментарий исследования –  анкета, состоявшая из 14 вопросов, построенных как закрытые – анкетный вопрос, на который респонденту были предложены готовые варианты ответов, так и открытые, где респонденты должны были сформулировать самостоятельно и записать ответ на специально отведенном для этого месте. Среди пользователей  библиотек было распространено 170 анкет.  Обработано и проанализировано 165 анкет.

Анализ ответов показал: 38% пользователей обращаются в библиотеку ежемесячно, 30% - еженедельно, 26% - раз в две недели. Проблемы экологии являются актуальными для 88% опрошенных; неудовлетворительной экологическую ситуацию считают 95%. Основные источники знаний об экологических проблемах: средства массовой информации для 52% респондентов, личные наблюдения для 30% и друзья, коллеги для 18%; большинство опрошенных 99% - обсуждают экологические проблемы, из них: 42 % с друзьями, 34% с семьей и 24% с коллегами/одноклассниками. Читают литературу экологической направленности 82 % пользователей; иерархия читательских предпочтений представлена: газетами (54%), журналами (37%), электронными ресурсами (30%) и книгами (28%). Уровень своих экологических знаний устраивает 39% опрошенных, для 61% он недостаточен, необходимо углублять для: самообразования и общего развития – 55%, учебы – 21%, практической и научной деятельности – 12%. Большинство опрошенных (78%) устраивает фонд экологической литературы в библиотеке, 17% - нет. Экологические мероприятия, проводимые библиотекой, не посещают 33% пользователей и посещают 67%; для них наиболее интересными являются такие формы, как: книжные выставки (44%), эко-часы (22%) и эко-викторины (16%). 75% пользователей удовлетворяют в библиотеке свои потребности в экологической литературе, 14% - нет, эти пользователи предложили: улучшить комплектование данной литературой, усилить рекомендательную работу в этом направлении (оформлять информационные стенды, листовки, буклеты)

Вывод:  экологические проблемы являются актуальными для большинства опрошенных, их активно обсуждают, респонденты пользуются различными источниками информации, посещают экологические мероприятия, проводимые библиотекой. Для большинства респондентов библиотеки играют важную роль в системе экологической информации. Проведенное исследование  позволило составить реалистическую картину интересов, запросов и предпочтений пользователей библиотек МБУ «ЦБС» в области экологии, выявило пробелы в работе и наметило перспективы развития библиотек в этом направлении, что в дальнейшем позволит повысить качество информационного обслуживания пользователей в библиотеках МБУ «ЦБС» в целом и в каждом структурном подразделении, участвовавшем в исследовании, в частности.

С целью активизации патриотического воспитания юношества в юношеской библиотеке №5  в  сентябре  этого года было проведено социологическое исследование «Быть патриотом. Что это значит?» Основные задачи исследования – выявить уровень патриотического сознания у пользователей. Объект исследования – пользователи юношеской библиотеки в возрасте от 13 до 16 лет. Предмет исследования – патриотическое сознание молодежи. Было опрошено 36 пользователей: учащиеся старших классов  СОШ - 25 чел. и студенты СУЗов  - 11 чел. Инструментарий исследования –  анкета, состоявшая из 10 вопросов, построенных как открытые, где респонденты должны были сформулировать самостоятельно и записать ответ на специально отведенном для этого месте. Среди пользователей  библиотек было распространено 36 анкет.  Обработано и проанализировано 36 анкет.

Анализ ответов показал: 88% опрошенных значение слова «патриот» понимают правильно: патриот это человек, любящий свое отечество, Родину, как «малую», так и «большую», готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины; 12% не смогли объяснить значение  слова «патриот». 54,7 % респондентов считают, что патриотические чувства воспитывает не конкретное место, а сама жизнь; 69,4%  пользователей интересует история символов России, 22,2%  - не  задумывались над  этим, а 8,3% - не интересуются. 100 % опрошенных  считают, что служба в армии – это  долг,  а   еще 48% респондентов из общего числа добавляют, что это еще и проявление патриотизма; 58,3% считают, что информация в СМИ об армии  положительная  и ее достаточно, а 41,7%  -  много плохого, негативного. Большинство опрошенных (98, 5 %) любят  свою малую родину, интересуются и гордятся историей всей России (83,3%), 11,1%  - гордятся, но не интересуются. 94, 4 %  респондентов отметили, что больше всего  в истории России  их интересует военная тематика 20 века  (Великая Отечественная война, военные конфликты в Афганистане, на Северном Кавказе и др.)

88,9%  опрошенных интересует будущее России; 58,3%   считают, что книга может воспитать патриотические чувства, 41, 7% -  нет.

Вывод: пользователи юношеского возраста в преобладающем большинстве имеют  представление о патриотизме, любят свою малую Родину, гордятся и интересуются историей России и им не безразлично ее будущее. Необходимо: привлечь внимание юношества к разным периодам истории России и различным ее аспектам, а не только военной истории; активизировать роль книги в патриотическом воспитании этой возрастной категории; привлечь к работе с читателями призывного возраста в стенах библиотеки представителей военкомата и др.

 

Карта сайта

Опрос

Степень удовлетворенности населения работой библиотек

 

 

 

  Итоги

blind